I. Девица приходит в пустую комнату
одна, принеся с собою два прибора,
зеркало и свечу, ставит все оное в
порядке на стол и, сев против зеркала,
гадает — «суженой, ряженой, приди ко
мне ужинать». Минут за пять перед его
приходом начинает зеркало тускнуть, а
девушка протирает его нарочно для
того изготовленным полотенцем;
наконец придет некто и смотрится
через ее плечо в зеркало; и когда
невеста рассмотрит все черты на его
лице, тогда закричит чур сего места, то
дьявол тот, который принимал на себя
образ ее жениха, исчезнет, а девица с
того времени жениха своего знать уже
будет точно. Но сие учинит робкая, а
иная, не так боязливая, не будет еще
чурать, и жених, или принявший на себя
его образ дьявол, перестав глядеться,
сядет с нею за стол и, вынув из кармана
ножичек, или перстень, или что другое,
положит на стол, тогда уже девушка
зачурает, и эта положенная вещь
остается ей в добычу, и действительно
бывает оная похищена тогда у ее жениха,
что многие уверяют". (Абевега
русских суеверий).
II. Носят кожу коровью или коневью к
проруби и там садятся на нее, очертясь
кругом от проруби огарком, нарочно для
того изготовленным. По времени
выходят из проруби водяные черти, взяв
кожу, и с тою особою, которая сидит на
оной загадавши, носят мгновенно в
дальние расстояния, например: в дом
будущего жениха и прочая. По окончании
же сей работы желают присвоить себе
сидящую на коже и с великим
стремлением летят к проруби, дабы
погрузиться с нею в воду, где успевать
должно выговорить при самой проруби:
чур сего места, чем спасти себя можно,
а иначе следует неминуемая погибель.
III. Льют олово или свинец, воск и золото
в воду, загадывая прежде, и какое
изображение выльется, то и верят
крепко, что то в жизни с ними случится.
IV. Слушают под окнами, загадав прежде,
и какое слово от бывших в избе услышат,
то по тому и располагают свою судьбину.
V. Выходят за ворота с первым куском в
рощу и спрашивают у мимо идущего об
имени, веря, что тем именем муж ее
будущий называться будет.
VI. Полют снег, и в которую сторону
бросит оной, то и слушает тамо, какая
прежде собака залает; ежели толстым
голосом, то быть ей за старым мужем, а
когда тонким, то быть за молодым.
VII. Берут в темноте из поленницы полено,
и когда иное гладко, то муж будет
хороший, а если суковато и с трещинами,
то дурной и сердитый. Другие же верят,
когда полено суковато, то быть за
богатым, а когда попадается ей гладкое,
то быть за бедным.
VIII. Снимают ночью кур с насеста и,
принеся в горницу, дают клевать счетом
пшеницу или другой какой зернистый
хлеб, а по тому и отгадывают будущую
свою участь.
IX. Слушают, сидя у окна в горнице в то
время, когда уже все лягут спать, то
девица, загасив огонь, сядет к
затворенному окошку, загадав: «.суженой,
ряженой, поезжай мимо окна». Через
несколько времени находящаяся в
страхе девица слышит мимо окна ее
едущих, кричащих и свистящих людей,
что толкует она добрым знаком веселой
ее жизни, а когда проезжают или
проходят тихо, то значит бедное
состояние жениха.
X. Вывешивают белое полотенце из
окошка ночью, гадая — «суженой,
ряженой, приди и утрися». Ежели по
вывешении скоро полотенце оное будет
намочено, то значит, что того же года
быть девице замужем; а если же к утру,
то еще не быть долго; а когда поутру
снимет сухо, то не быть никогда.
XI. Слушают у церкви, ходят ночью к
церковным дверям или окнам и, загадав,
слушают; и когда поют, послышатся им
надгробные песни, то разумеется
девушке в тот год умереть; а когда
брачные, то быть замужем.
XII. Бросают башмаки через ворота на
улицу, и в которую сторону ляжет оной
носком, в той стороне и быть ей замужем;
а когда к воротам, то в тот год еще не
выдадут.
XIII. Ходят на перекресток с зеркалом и,
имея за плечьми месяц, смотрят в
зеркало, загадав: «суженой, ряженой,
покажися мне в зеркале», который так
же приходит, как и в пустой избе.
XIV. Садятся на лошадь и завязывают ей
глаза и потом дают волю лошади, в
которую сторону сама она пойти
похочет, то и верят, что в той стороне и
быть девице замужем.
XV. Сажают петуха и курицу под решето,
связавши их хвостами, и которая из них
повлечет за собою другую, то потому и
исполнятся загадавшей брачные обряды.
XVI. Слушают у житницы: здесь слышится
им пересыпка хлеба, шум от жерновов
или работа на гумне, многолюдство
работников и прочая, а потому и узнают:
жить ли богато или убого.
XVII. Вывешивают ключи за окошко, и когда,
придя некто, пошевелит оные, тогда
девушка спрашивает его об имени, и
оной некто, то есть леший или другой
дьявол ответствует то имя, которым
называется ее жених.
XVIII. Кладут под голову гребень,
загадывая: «суженой, ряженой, причеши
мне голову», и уверяют, что во сне
приходит дьявол, в образе будущего ее
жениха, и причесывает ей волосы.
XIX. Аукают, выбегая из двора, и в
которой стороне будет отзываться эхо,
в ту сторону выдадут ее замуж, а при
том примечают: скоро или
продолжительно, тонко или
толстоголосо.
XX. Ложатся навзничь в снег и поутру
ходят осматривать. Ежели оное
вылеглое место гладко, то муж будет
смирный, а ежели иссечено, то вздорный
и драчливый.
XXI. Кладут на стол три шапки и гадают
так же, как и о прочем событии будущей
их судьбины.
XXII. Делают из прутиков мостик и кладут
его под подушку во время сна,
загадывая, «кто мой суженой, кто мой
ряженой, тот переведет меня через мост».
Сие разумеется, что должно ей во сне то
присниться.
XXIII. Едят пересол в то время, как
ложатся спать. Делают какую-нибудь
пищу, соля ее весьма круто для того,
чтобы ночью иметь жажду; и ложатся,
загадавши, «кто мой суженой, кто мой
ряженой, тот пить мне подаст».
XXIV. Слушают в бане. Ходят ночью к бане и,
пришед, отворят у оной двери и, открыв
з.....у, наклоняются и гадают: «тяни меня,
мани меня куньим хвостом по голой з.....е».
И когда почувствует, что прикоснулось
к ней нечто мохнатое, то значит, жить
богато, а когда что холодное, то бедно.
XXV. Ходят в сарай, где стоят свиные туши,
от которых слышится им голос, а по
оному и определяют будущую свою
судьбину.
XXVI. Сучат нитки и пускают в воду, по
извиванию. И коих в воде располагают
свое гадание: к добру или худу.
XXVII. Слушают под вереею в том уповании,
что от того познают, какого ремесла
будет ее муж, и уверяют, что слышат:
иногда скрипит перо, то быть за
подьячим, иногда хлопает, то быть за
кучером, и прочая.
|