В течение веков сложилась классификация
низших демонов (также называемых дьяволами)и разделение их на различные
группы. Критерии, по которым проводилась эта классификация, были
следующие. Выяснялось, в какой среде демоны жили: в огне, воздухе или
воде. Определялось, какие бедствия они вызывали: войны, эпидемии или
сумасшествия. Одна из наиболее известных систем классификации была
разработана демонологом Альфонсом де Спина, разделившим нижние легионы
демонов на десять основных категорий:
1. Парки (Fates), или Судьба. Некоторые утверждают,
что видели парки (судьбу), но если это так, то они
не женщины, а демоны.
2. Полтергейсты, которые слегка шалят по ночам,
например, роняют вещи, стягивают с вас одеяло или
громко топают.
3. Инкубусы и суккубусы. Эти демоны являются, в
основном, монашкам.
4. Марширующие демоны, обычно прибывают толпами и
сильно досаждают хозяевам.
5. Знакомые демоны, обычно едят и пьют вместе с
людьми.
6. Кошмарные демоны, приходят в снах и наводят на
людей ужас.
7. Демоны, образующиеся из семени и его запаха во
время совокупления мужчины и женщины.
8. Обманчивые демоны, появляются в образе мужчин
или женщин.
9. Чистые демоны, являются лишь святым людям.
10. Демоны, дурящие голову старым женщинам, после
чего те думают, что летят на шабаш.
Кроме этой странной систематизации существовала другая, довольно
распространенная в прошлые века. По ней демоны делились в зависимости
от места жительства на шесть типов. Эти шесть типов были впервые
определены Михаэлисом Пселлусом (Michaelis Psellus), а позднее заново
изложены Франческо-Марией Гуаццо в трактате "Compendium Msleficarum"
(1608 г.).
Первые - это огненные демоны, потому что они обитают в верхних слоях
воздуха и не спустятся в нижние слои до самого дня Страшного Суда.Они
не имеют никаких дел с людьми на Земле.
Вторая группа - воздушные, так как они живут вокруг нас в атмосфере.
Они могут опускаться в Ад и время от времени являться взору людей,
образуя физические тела из воздуха. Очень часто с божьего позволения
эти демоны колышут воздушные массы, вызывая штормы и бури, тайно желая
принести людям разрушения.
Третья группа - земные, они несомненно были низвергнуты ангелами с
небес за свои грехи. Одни из них живут в лесах и рощах, расставляя
охотникам ловушки. Другие обитают в полях и по ночам сбивают путников с
дороги. Третьи поселились в пещерах и других укромных уголках.
Некоторые из них получают удовольствие от того, что тайно живут среди
людей.
Четвертая группа - водные демоны, так как они живут в реках и озерах,
то гневны, беспокойны, буйны и лживы. Они вызывают бури в море, топят в
океане корабли, уничтожая жизнь в воде. Являются такие дьяволы
преимущественно в образе женщин, поскольку живут в сырых местах и ведут
относительно легкую жизнь. Те из них, которые обитают в сухой среде,
обычно являются мужчинами.
Пятая группа - подземные демоны, живут в горных пещерах и расщелинах.
Они очень агрессивно настроены к тем, кто работает в шахтах или
добывает золото, досаждают им и всегда готовы причинить зло. Такие
демоны вызывают землетрясения, ураганы и огонь, разрушают фундаменты
домов.
Шестая группа демонов - гелиофобы, или боящиеся солнца. Они ненавидят
свет и боятся его, никогда не появляются днем и не могут принимать свою
физическую форму до наступления темноты. Эти дьяволы наиболее
таинственны, и характер их не постижим для человеческого разума, ибо
душа у них темная, обуреваемая ледяными страстями, хитростью,
беспокойством. Если ночью им повстречается человек, то они яростно
нападают на него и с божьего позволения часто убивают прикосновением
или дуновением. С ведьмами этот вид демонов дел не имеет, нельзя их
также привораживать заклинаниями, так как они боятся человеческого
голоса и вообще любого шума".
ИНКУБУСЫ
Согласно
учению отцов церкви, инкубус был ангелом, попавшим в немилость из-за
своего неудовлетворяемого влечения к женщинам. Став демоном, он
продолжал потакать своим плотским страстям, нападал на уязвимых женщин,
насиловал их во сне или же провоцировал в них такое сексуальное
желание, которое мог удовлетворить лишь инкубус (по-другому известный
как дьявольский любовник). Согласно общему мнению, демоны-духи не имеют
своего тела, поэтому считалось, что инкубус либо материализовался в
теле покойника, либо использовал человеческое мясо, чтобы сотворить из
него собственное тело, в которое он затем вдыхал искусственную жизнь.
Особенно яростные и хитрые демоны могли приходить, воплощаясь в тела
реальных живых людей - мужа, соседа или симпатичного молодого конюха.
Одна средневековая монашка сообщила, что подверглась сексуальному
насилию со стороны местного прелата - епископа Сильвана, но последний
заявил в свою защиту, что им в тот момент овладел демон. Монастырский
совет поверил священнослужителю. Но как может женщина быть уверена в
том, кто ее любовник? Существует несколько признаков, отличающих
демонов от людей. Если в постель к женщине проник инкубус, то все
остальные в доме погрузятся в глубокий сон, даже спящий рядом муж.
Другие признаки еще более очевидны: инкубус часто оказывается
отвратительным любовником, а его половой орган кажется железным. Он
настолько велик, что причиняет боль и от него веет ледяным холодом
Иногда половой орган инкубуса может иметь рожки. Случалось, что от
таких нечестивых связей оставалось потомство. Все дети, рождавшиеся с
отклонениями, сразу же попадали под подозрение. На близнецов также
смотрели косо. Считалось, что волшебник Мерлин был как раз плодом
такого совокупления. Средневековые документы пестрят записями о
рождении полулюдей полузверей якобы от инкубуса. Но несмотря на
повышенное внимание к этому типу демонов, видимо, так никогда и не было
придумано никакого определенного способа защиты от них. Иногда помогали
молитвы, иногда экзорцизм или благословение, но очень часто даже эти
попытки оказывались бесполезны. По словам жившего в XVII веке монаха
ордена францисканцев и автора "Demoniality" Людовико Синистрари,
"инкубусы не подчиняются экзорцистам, не боятся заклинаний, изгоняющих
их, не преклоняются перед святынями, ни в коей мере не испытывают перед
ними страха... Иногда они даже смеются над экзорцистами и сами нападают
на них и рвут священные одеяния". А если инкубуса сильно рассердят, то
он может ответить с двойной яростью и нанести еще больше увечий. Когда
Синистрари сам попробовал освободить одну почтенную даму от навязчивого
инкубуса, демон собрал огромное количество черепицы для покрытия крыш и
выстроил стену вокруг кровати женщины. "И когда стена была готова, то
оказалась такой высокой, - сообщает Синистрари, - что супругам
невозможно было выбраться из постели без лестницы".
СУККУБУС
Инкубус
был не единственным демоном, использовавшим секс в качестве оружия. У
него был двойник в женском обличий - суккубус. Средневековые теологи
считали, что число инкубусов было в десять раз больше чем суккубусов,
но "леди" компенсировали свою малочисленность угрозами. Обольстительные
и настойчивые, они использовали свои сильнодействующие чары, чтобы
соблазнять мужчин и вести их к вечному проклятию.
Френсис
Баррет, написавший в 1801 г. книгу "Маг, или небесный посланец" ("The
Magus, or Celestial Intelligencer"), считал, что "суккубусы" -
классические лесные нимфы или их потомки: "И фавны, и лесные нимфы
превосходили по красоте всех остальных [духов}, потом они сами
выращивали своих отпрысков и, наконец, те вступали в связь с людьми под
тем предлогом, что через эти сношения люди обретут бессмертие души и
сделают бессмертными своих детей". Другими словами, совокупляясь с
людьми, нимфы пытались хоть чуть-чуть приблизиться к человеку. Однако
взамен обещанного бессмертия люди губили свои души, обрекая их из-за
таких богопротивных отношений на муки и проклятие. Особенно суккубусы
охотились за святыми: св. Антоний из Египта, первый христианский монах,
ночью был атакован суккубусом, "навевающим ему грешные думы" и
"имитирующим все женские жесты". Его ученик св. Хилари сообщает, что
был "окружен обнаженными женщинами". Когда к св. Ипполиту, умершему в
236 г., подошла нагая женщина, он набросил на нее свою ризу, после чего
она моментально превратилась в труп. (Это то, чем она собственно и была
до того, как Сатана заставил ее снова ходить.)
|