"Душа человека - это истинная частица
Бога". Так утверждает книга "Тания", основополагающий труд хасидизма
ХАБАД. Ту же мысль мы можем найти и в других величайших произведениях
еврейской религиозной мысли. Однако на протяжении тысяч лет
существования иудаизма людей беспокоили многочисленные вопросы.Если
Всевышний добр, то откуда зло в мире?Если душа - это часть Бога,
который безгрешен, то как же люди, обладатели души, могут
грешить?Исследованием этих вопросов занималась Каббала, а именно тот ее
раздел, который изучает "клипот" - силы нечистоты, "скорлупу"
материального мира. И хотя в Талмуде, в трактате "Хагига" говорится,
что запрещено спрашивать "ма лемата" - "что внизу" (имеется в виду мир
"клипот"), еврейские мистики значительно преуспели в решении этих
вопросов.Начнем сразу со второго (по-еврейски, с конца к началу).
Почему грешат люди - обладатели безгрешной души? Конечно, они бы этого
никогда не делали, если бы не "категоры" - ангелы-обвинители (это те,
кого в европейской мистике называют демонами). Их задача - обвинять
евреев перед Всевышним. Для этого они провоцируют еврея на нарушение
заповедей, на время затемняя перед его духовным взором видение Бога.
Потому они и называются "клипот" - оболочки.Но каково же происхождение
самих клипот?Каббала объясняет это таким образом. Для того чтобы
создать мир, Всевышнему пришлось "ужаться" - создать такое место, где
бы его присутствие было не так сконцентрировано (конечно, все эти слова
следует понимать в переносном смысле - мы говорим о вещах, существующих
только на духовном уровне сжатий - и появился наш грубый, материальный
мир, именуемый в Каббале Асия). Пропасть между мирами духовными (коих
три) и миром материальным - огромна. Соответственно требуются огромные
силы сжатия, чтобы материальный мир не вернулся бы в свое
первоначальное состояние - не "растворился" бы в Боге. Эти силы и есть
"клипот". Вам кажется, что они выполняют негативную функцию, скрывая
Бога от нашего мира? Отнюдь. Таково было желание Всевышнего - чтобы
обитатели этого мира имели свободную волю. Причины же желания узнать
невозможно: как говаривал первый Любавичский ребе, "ло шоалим шаалот
аль тайве" - не задают вопросов о причинах желания.Хотя в принципе
понять можно, говорится в еврейской философии, что "эйн мелех бли ам"
("нет царя без народа"). Для того чтобы реализовать свою категорию
"царя", Всевышнему потребовался кто-то, кто бы ему поклонялся.В три
духовных и один материальный миры "энергия" от Бога поступает по десяти
каналам, именуемым "сфирот" (это не от слова "сфера", а от слова
"миспар" - число). Однако материальный мир так тяжело удержать от
распада, что к "клипот" энергия поступает по 11-ти каналам! Эти каналы
называются "антисфирот". Если каналы-сфирот носят имена качеств Бога
("Милость", "Суровость"), то каналы-антисфирот называются по именам
сил, персонифицирующих отделение человека от Всевышнего.И это тайна
того, что благовония, которые воскуривались в Иерусалмиском храме,
состояли из 11-ти компонентов - для того чтобы нейтрализовать
злотворное действие 11-ти "антисфирот".Считается, что сфирот и
антисфирот связаны друг с другом аналогом "закона сохранения энергии" -
количество полной "энергии", посылаемой от Бога, постоянно, и
антисфирот могут забирать свою энергию только от сфирот. Когда отбор
энергии слишком велик, то происходит явление, именуемое "эстер паним" -
"сокрытие лика". При этом присутствие Бога в материальном мире
практически не ощущается. Погромы, катастрофы, ужасные стихийные
бедствия - все это проявления "эстер паним".Кроме этого, в еврейской
демонологии фигурируют так называемые "малхей-хабала",
"ангелы-мучители". Это те ангелы, которые подвергают мучениям грешные
души в аду (ад, согласно, еврейским представлениям, имеет довольно
сложную структуру).Со всем этим мы и хотим познакомить нашего читателя:
мир антисфирот и его владыки, уровни ада и его обитатели, наконец,
рядовые черти и народные обычаи, связанные с ними - мысленно встаньте
на место Данте, а мы будем вашими Вергилиями.
АВРИЕЛЬ. Имя его, как могут догадаться знакомые с ивритом читатели,
происходит от слова "авера" (грех). Он считается управляющим всеми
грехами мира. В "Зоаре" называют его САМАЭЛЕМ НЕОБРЕЗАННЫМ -
подразумевая, очевидно, то, что он связан с частью, удаляемой при
обрезании. (Интересный момент - сам САМАЭЛЬ, он же САТАН, при этом
предполагается обрезанным).
АВРИРОН. Один из 12-ти прислужников САМАЭЛЯ. Имеет цвет грозовых туч, котрые приносят в мир стихийные бедствия.
АДМИРОН. Один из 12-ти прислужников САМАЭЛЯ. Имеет цвет крови,
смешанной с водой (отсюда его имя - от ивритского "адом", красный).
АГИРОСИОН. Этот демон живет в адском зале, именуемом "Офель" - тьма.
Отвечает он за смерть первенцев - первых детей в семье (мальчиков).
Правда, не в младенческом возрасте, а от 13-ти до 20-ти лет. Как и все
еврейские демоны, он несет некую "положительную" (если можно так
сказать) функцию: убивает он только тех первенцев, которые в будущем
должны сильно согрешить. Он видит у них "признаки" будущего греховного
поведения и лишает жизни, чтобы они попали на тот свет, не отягощенные
большим количеством грехов.Откуда такие возрастные рамки? До 13-ти лет
- возраста бар-мицвы - ребенок еще не может быть обвинен во грехе,
после двадцати человек уже обременен собственной семьей.Вообще, надо
учесть, что еврейские первенцы всегда были на особом учете. Связано это
с тем, что последней казнью египетской было именно поражение первенцев
- египетских. Еврейских Господь не тронул. Поэтому все еврейские
первенцы считались посвященными Господу, и по сей день первого ребенка
в семье выкупают у коэнов (потомков храмовых священников) за 5
священных шекелей (приблизительно 110 грамм чистого серебра).Интересно,
что египетских первенцев уничтожал не Агиросион, а "ангел мести
Господней", именуемый "перстом Б-жим", по имени Йахх.
АД. Согласно еврейской традиции ад разделяется на семь уровней - в
соответствии с теми мучениями, которым подвергается душа грешника на
каждом уровне. Перечислим их по порядку, сверху вниз:
ГЕЕНОМ
ВРАТА МОЛЧАНИЯ
ВРАТА СМЕРТИ
ВРАТА ПЕРВОБЫТНОЙ ГРЯЗИ
МОГИЛЬНАЯ ЯМА
АБАДОН
ШЕОЛ
В
каждом из последующих уровней огонь в 61 раз сильнее предыдущего (то
есть огонь ВРАТ МОЛЧАНИЯ жжет в 61 раз сильнее, чем огонь ГЕЕНОМА). А
про огонь ГЕЕНОМА говорится, что он в 61 сильнее, чем земной огонь.
Естественно, только в смысле ощущений. Поднесите руку к пламени свечи,
а затем представьте, что ощущение только от огня ГЕЕНОМА, верхнего
уровня ада, должно быть в 61 раз сильнее. Что уж говорить о нижнем
уровне - ШЕОЛЕ!Каждый уровень ада имеет глубину в 300 лет пешего хода
(это надо понимать в переносном смысле - имеется в виду, что каждый
уровень связан с тремя "НЕБЕСАМИ НЕЧИСТОТЫ", о которых мы будем
говорить ниже).Мучения в аду могут продолжаться не более 12-ти месяцев.
Поэтому в еврейской традиции читают кадиш по усопшему не более 11-ти
месяцев. Смысл этого таков - только самые большие грешники пребывают в
аду полные 12 месяцев. Не может же быть, чтобы тот, по кому мы читаем
кадиш, был самым большим грешником!Каждый из уровней ада имеет своего
"руководителя" (работа этого демона обычно заключается в том, что он
передает грешные души в руки "МАЛХЕЙ-ХАБАЛА" - ангелов-мучителей - с
сопроводиловкой, каким мучениям и сколько времени подвергать каждую
душу). Берайта (дополнение к Мишне) "Гееном" подробно описывает
устройство ада, где текут огненные реки, а в ШЕОЛЕ также имеются
отделения с градом, со снегом щели, наполненные скорпионами.
МАЛХЕЙ-ХАБАЛА попеременно то выставляют души под град, то суют в
огненную реку, то запихивают в щели со скорпионами - в зависимости от
того, какие им даны указания ДУМОЙ (ДУМА - демон-начальник адской
канцелярии)."Книга Ханоха" упоминает также и об отделении в аду, где
наказывают отпавших от Бога ангелов (подробнее см. статью АЗАЗЕЛЬ).
АЗАЗЕЛЬ. Строго говоря, этого падшего ангела нельзя причислить к
демонам, ибо изначально он был создан для блага людей. Но так уж
получилось, что АЗАЗЕЛЬ выполнил демоническую функцию.Комментарии к
Торе говорят, что после сотворения человека ангелы преисполнились
ревностью, поскольку вся Б-жественная любовь была направлена на это
создание, и всячески старались очернить человечество перед Всевышним.
Тогда Господь предложил ангелам облечься плотью (поскольку ангел - это
чистый дух, и плоти не имеет), и отправиться на землю. Двести ангелов
под предводительством АЗАЗЕЛЯ спустились на гору Хермон (отсюда ее
название, происходящее от слова "херем", отделение - так падшие ангелы
отделились от Бога). Но вместе с плотью они получили и то дурное
начало, которое есть в человеке. Ангелы стали вступать в браки с
земными женщинами, и от этих браков рождались великаны. Кроме того,
падшие ангелы научили людей таким искусствам и наукам, которых лучше бы
им не знать. АЗАЗЕЛЬ научил людей делать мечи и железные ножи, щиты и
доспехи, научил людей прорывать шахты, добывать металлы и драгоценные
камни, а также поведал о свойствах драгоценных камней. Так в мире
появилась зависть, люди стали убивать друг друга из-за драгоценных
металлов и камней. ШАМХАЗАЙ - помощник Азазеля - научил людей
колдовству и использованию магических свойств растений. БРАКИЕЛЬ научил
людей наблюдать за звездами, то есть привил начатки астрономии,
КОХВИЕЛЬ и ТАМИЕЛЬ научили людей астрологии, САХАРИЕЛЬ - дал пониание о
периодах (фазах) Луны. Само по себе это было не так уж и плохо, но люди
все эти знания стали использовать себе во вред. Железными мечами они
убивали друг друга из-за драгоценностей, а там, где не помогало оружие
- пользовались колдовством и растительными ядами.Дети же, рождавшиеся
от ангелов и земных женщин, были великанами. Обладая огромной
физической силой, они не имели того нравственного начала, которое было
у их родителей-ангелов. Они творили на земле беззаконие, пользуясь
силой и колдовством.
|