Так кто же они, не знавшие ни сомнения, ни жалости жестокие убийцы,
зловещие и таинственные проводники воли великого Старца Горы, гроза
правителей и бедняков, отвергающие страх и смерть, неуловимые, как ветер
и исчезающие сквозь пальцы, как песок? Этот вопрос и сегодня волнует
ученых. Исследования в этой области прошли большой путь, в ходе которого
бытовавший прежде образ закрытой секты профессиональных убийц уступил
место целостной картине истории самобытного государства, с не до конца
выявленной иерархией и особой эзотерической идеологией, серьёзно
расходившийся с традициями ислама. Религиозно-идеологические корни его
возникновения лежат в том размежевании последователей учения Мухаммеда,
которое случилось практически сразу после его смерти. Тогда, в VIII в.,
ислам разделился на два направления – суннизм (от "сунна" - обычай) и
шиизм (от "шийа" - дружина, союз). Последовательное описание истории
этого разделения очень сильно бы увеличило размер поста параллельно
уменьшая интерес к его прочтению,поэтому разницу между двумя этими
течениями опишу буквально в нескольких предложениях. Сунниты считают,
что религиозное лидерство пророка Мухаммеда неоспоримо и высшим и
завершенным проявлением ислама является Коран. Хранителем же традиции и
блюстителем универсальных законов общественного права, шариата,
рассматривалась халифат-община. У шиитов, напротив, духовный наследник
Мухаммеда, имам, считается главной фигурой религиозной власти. Более
того: в качестве назначенного самим Мухаммедом преемником последнего
имам имеет право толковать Коран. Одно из течений имамата составили
исмаилиты, а одну из ветвей последнего – низариты, наши ассасины (эти
профессиональные убийцы получили прозвище ассасинов — европеизированный
вариант персидского «хашишим», то есть потребитель гашиша. Это прозвище с
явно обидным смыслом дали им современники - в Сирии так именовали всех
безумцев и сумасбродов. Никакой гашиш, уверен, они не употребляли. Надо
подчеркнуть, что термин «асcасин» не являлся самоназванием членов
ордена, которые звали себя фидаями. Но именно как орден асcасинов он
закрепился в современных ему хрониках и трудах средневековых писателей.
Кстати, слово «assas» у арабов значит — попечитель, защитник).
Восстание
низаритов А началом всему послужил династический спор при дворе
египетского халифа Мустансира Биллаги в 1094 году. Халиф назначил своим
преемником старшего сына Низара, а затем изменил свое решение и передал
права на наследие второму сыну, Мустали. Однако часть подданных
отказалась принять подобные перемены, и осталась верной Низару. Для того
чтобы избежать борьбы за власть, по приказу халифа его старший сын был
помещён в тюрьму и в скором времени казнен, что привело к крупным
волнениям внутри Фатимитского халифата. Однако смерть Низара не помешала
тому, что его имя стало символом открытой оппозиции. Движение низаритов
настолько быстро набирало силу и размах, что в скором времени оно вышло
далеко за пределы халифата и распространилось на обширных
северо-западных территориях государства Сельджукидов выливаясь в
постоянные восстания. В ответ власти были вынуждены применять жестокие
репрессии в отношении низаритов. Багдадские, египетские халифы,
правоверные суннитские султаны сельджукидов преследовали любого
заподозренного в ереси. Низаритов и иных еретиков забивали камнями,
распинали на стенах городов, вешали у порогов собственных домов…
Хасан
ибн Саббах Именно тогда, в дни раскола при дворе халифа и гонения
низаритов, и появился фатимидский миссионер Хасан ибн Саббах, перс по
национальности и сектант-исмаилит по вероисповеданию, уроженец иранского
Хоросана. Вмешавшись в распрю на стороне Низара, он оказался в лагере
проигравшей стороны и бежал из Египта на родину. Там, скрываясь от
властей, опытный интриган очень скоро сплотил вокруг себя недовольных
мусульман-исмаилитов и создал закрытую военно-религиозную организацию
для охраны исмаилитского имама и обращения всего исламского мира в
"истинную" веру имамата исмаилистского типа (На самом деле внутри
организации проповедовалось верование мало чем напоминающее классический
ислам. Сама религиозная структура в ней подразделялась на семь степеней
посвящения. Рядовые члены редко поднимались выше первых двух. На этом
уровне традиции соблюдались: ислам не отрицался, обряды исполнялись
неукоснительно. Однако чем выше по ступеням власти поднимался исмаилит,
тем больше ему открывалась тайная "истина", согласно которой вера
Мухаммеда отрицалась, а взамен Корана посвящённому внушалась иная
религиозно-философская доктрина, эклектично соединявшая в себе идеи,
взятые из метафизики Аристотеля, зороастризма, буддизма, гностицизма и
др. "тайных знаний"). Но прежде ему требовалось найти и завоевать
плацдарм для своего движения, и взор его пал на неприступную крепость,
возведённую на высокой скале Аламут, скрытой среди горных хребтов на
берегу Каспийского моря. Сама скала Аламут, что в переводе с местного
наречия означает "Гнездо орла", на фоне гор казалась естественной
природной крепостью. Подходы к ней были перерезаны глубокими ущельями и
бушующими горными потоками. Выбор Хасана ибн Саббаха во всех отношениях
оправдывал себя. Нельзя было представить более выгодного в
стратегическом отношении места для создания столицы-символа тайного
ордена убийц. Дело за малым — надо было захватить крепость, так как
врядли хозяева пожелали бы подарить Аламут таким гостям. Историки
расходятся во мнениях по поводу метода захвата Хасаном Аламута, однако
доминируют две версии: по одной низариты просто напросто обратили
гарнизон и жителей крепости в свою веру и таким образом
"приватизировали" ее; по другой - Хасан договорился с губернатором за
три тысячи золотых монет купить "участок земли, который накроет шкура
быка", сам нарезал ее на очень тонкие полоски и, связав, "опоясал"
Аламут по периметру...Потом объявил о покупке, и никакой суд не мог
защитить обманутого правителя. Наконец, обосновавшись в крепости, Хасан
ибн Саббах провозглашает себя "Владыкой Владык" (Шейхом аль Джабалем), а
заодно и объявляет войну правящей тогда в Персии династии Сельджуков.
Сюда же был тайно перевезён внук Низара, позже унаследовавший имамат. И
вот как раз с этого момента и начинается история деяний ордена убийц,
породившая впоследствии огромное количество версий,легенд и выдумок, и
выделившая ассасинов среди десятков подобных радикальных группировок
всего периода средневековья...
Хассан ибн Саббах В какой то мере,
низариты обязаны громкой молве о себе именно личности своего первого
правителя. О Хасане ибн Саббахе уже при жизни ходили легенды: говорили,
что он постоянно оставался дома, составляя письма и руководя военными и
дипломатическими операциями. На протяжении всех лет он лишь дважды
выходил из дома и дважды поднимался на крышу собственного дворца (от
этого и широко распространённое впоследствии "звание" - Старец Горы). До
конца жизни – а умер он 90-летним стариком – ему удавалось скрывать от
своих подданных сведения о своих болезнях и немощах. Хасан ибн Саббах
был искусным проповедником и прекрасным оратором, владел поразительными
знаниями в науках. Он установил в Аламуте суровый образ жизни, абсолютно
для всех без исключения. За малейшее отступление грозила смертная
казнь. Он наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши.
Ограничение касалось всего: пиров, потешной охоты, внутреннего убранства
домов, дорогих нарядов и т.п. Он фактически свел на нет разницу между
низшими и высшими слоями общества. Сам лично подавал своим приближенным
достойный пример, до конца своих дней ведя чрезвычайно суровый,
аскетический образ жизни. В своих решениях он был последователен и, если
того требовало, бессердечно жесток. Даже его злейшие враги среди
арабских биографов, непрестанно черня и пороча его, неизменно упоминали о
его силе духа и верности своим принципам - что он "жил, как аскет, и
строго соблюдал законы". Приказ казнить одного из своих сыновей лишь по
подозрению в нарушении установленного им закона полностью это
подтверждает. Зато его сторонники, видя такую неуклонность в поступках,
были преданы ему всем сердцем.
Захват Аламута Свою энергию Хасан в
первую очередь направил на укреплении и расширение созданного им
движения - и начал с покорения территорий. Силой или убеждением, но ему
удалось захватить и сплотить горные районы Персии, Сирии (именно
сирийское боевое крыло секты называли "ассасинами" пришедшие туда
крестоносцы), Ливана и Ирака с их неприступными замками и крепостями -
тем самым фактически создав государство низаритов. Только вот не долго
бы оно и просуществовало не имея армии и имея таких "дружелюбных"
соседей. Именно необходимость "существовать" как государство и
подтолкнула Хасана ибн Саббаха к очень простому, но, тем не менее,
гениальному выводу: выстроить весьма эффективную оборонительную доктрину
государства и, в частности, движения низаритов, не затрачивая
значительные материальные средства на содержание огромной регулярной
армии - и он создал самую страшную по тем временам спецслужбу, в задачи
которой входило устрашение и показательное устранение тех, от кого
зависело принятие важных политических решений, против которой ни высокие
стены дворцов и замков, ни огромная армия, ни преданные телохранители
не могли бы ничего противопоставить, чтобы защитить потенциальную жертву
- чтоб никому из халифов, князей или султанов не могло даже в голову
прийти пойти на открытую войну против исмаилитского государства Аламут.
Прежде всего,с помощью бесчисленного количества проповедников, был
налажен сбор квалифицированной информации и создана разведывательная
организация, агенты которой имели доступ к высшим эшелонам власти
(ассасины одни из первых ввели такое понятие как "вербовка”) - благодаря
ей Хасан ибн Саббах был прекрасно информирован обо всех планах врагов
низаритов. Также была продуманна технология подготовки профессиональных
киллеров-самоубийц, безразличие к собственной жизни и пренебрежительное
отношение к смерти которых делало их практически неуязвимыми. К середине
90-х годов XI века в Аламутской крепости Хасан создал настоящую школу
по подготовке разведчиков и диверсантов-террористов
узкоспециализированного профиля, где была налажена настоящая индустрия
подготовки профессиональных убийц. Есть мнение, что Хасаном, при
формировании этой "спецслужбы", за образец была взята структура
военно-религиозного ордена крестоносцев во имя Святого Иоанна
Иерусалимского, породившего потом ордена тамплиеров, рыцарей-мальтийцев,
меченосцев и т.п. (В самом низу находились рядовые члены — "фидаи"
("федави/фидаины") — исполнители смертных приговоров. Они действовали в
слепом повиновении и, если умудрялись выжить несколько лет, повышались
до следующего звания — старшего рядового или "рафика". Следующим в
иерархической пирамиде хашашинов было звание "даи". Непосредственно
через даи передавалась воля "Старца Горы". Продолжая продвигаться по
иерархической лестнице, теоретически можно было подняться и до статуса
"дай аль кирбаль", которые подчинялись только, скрытому от посторонних
глаз, таинственному "Шейху аль Джабалю").
При отборе будущих
фидаинов, использовалась крайне эффективная методика древних китайских
школ боевых искусств, в которых отсеивание кандидатов начиналось задолго
до первых испытаний (так, примерно из двухсот кандидатов к
завершительной стадии отбора допускали максимум пять-десять человек).
Ассасины отбирали в свои боевые группы физически сильных молодых
людей,предпочтение отдавалось сиротам, поскольку фидаину приходилось
навечно порвать с семьей. Большую часть времени они проводили в
каждодневных изнурительных тренировках, целью которых было лишь одно -
научить как быстро и наверняка лишить жизни человека. Будущий фидаин был
обязан прекрасно владеть всеми видами оружия: метко стрелять из лука,
фехтовать на саблях, метать ножи и сражаться голыми руками (изучался и
использовался боевой стиль джанна). Он должен был превосходно
разбираться в различных ядах. "Курсантов" школы заставляли по много
часов и в зной и в лютую стужу сидеть на корточках или неподвижно
стоять, прижавшись спиной к крепостной стене, чтобы выработать
необходимые терпение и силу воли. Каждого ассасина-смертника готовили
для "работы" в строго определенном регионе. В программу его обучения
входило также изучение иностранного языка того государства, в котором
его могли задействовать. Немалое внимание уделялось и мастерству
перевоплощения - в этом очень помогала принятая низаритами практика
социального поведения во враждебном окружении, так называемая "такыйя",
принцип которой заключался в необходимости внешне придерживаться
взглядов окружающего общества одновременно внутренне выражая полное
доверие и подчинение только своему лидеру. "Идеологическая подготовка"
занимала не меньше времени чем специальная, и была настолько действенна,
что фидаины не задумываясь шли насмерть по малейшему приказу
(существует множество легенд о "промывании мозгов" фидаинам - о райских
садах Хасана, ждущих ассасина после смерти; о отрубленных головах,
оживающих по мановению руки Старца горы; о воскрешении после
самосожжения самого Саббаха; о постоянной наркотической подпитке
исполнителя гашишем и опиумом - однако лично я думаю, что у фидаина была
определённая личная и социальная мотивация поступать так, как повелел
ему вождь, подобная мотивации современных террористов-смертников).
Жертвами
ассасинов чаще всего становились две категории людей. С одной стороны,
это государственные и военные вожди возглавлявшие атаки на их крепости
или проводившие антиисмалистскую политику. С другой стороны, ассасины
нападали на местных сановников и должностных лиц, выступавших против их
учения. Жертвами становились и враги их друзей. Вначале бесплатно – но
впоследствии, сообщают историки, низариты получали плату за свои
преступления. Спастись от удара ассасинов было невозможно. Получив
задание, ассасины отправлялись в далёкие страны, с помощью хитрости и
ловкости проникали в города и крепости. Лгали, лжесвидетельствовали,
завоёвывали доверие, месяцами выжидали случая, когда можно будет
поразить указанную жертву. Операции готовились самым тщательным образом.
Обычно при покушении погибал и исполнитель воли Хасана. Хроникеры
Средневековья писали: «Презирая усталость, опасности и пытки, ассасины с
радостью отдавали свою жизнь, когда их великий хозяин требовал от них
защиты или выполнения смертельно опасного задания. Как только жертва
была выбрана, правоверный, одетый в белую тунику, подпоясанную красным
поясом, цвета невинности и крови — отправляется на задание... Его кинжал
всегда попадал в цель».
Интересно, что не одни лишь низариты
использовали метод политических убийств - террористические убийства
входили в арсенал многих мусульманских сект (вообще мусульманский мир
периода средневековья как никакой другой изобилует многочисленными
тайными сектами,организациями и орденами.Существовали так называемые
организации карматов, батенитов, равендитов, буркаитов, джаннибитов,
саидитов, мухаммирэ, мубанзе, талимов которые также не гнушались
убивать. И если бы не фанатичное упорство и стремление истребить
противника во что бы то ни стало, то ассасины, наверное, остались бы
одной из таких многочисленных сект). Любое убийство аморально, однако
общества прошлого с пониманием относились с практике соизмерения зла: по
сравнению с войной индивидуальный террор мог считаться относительно
бескровным и милосердным способом решать религиозно-политические задачи,
т.к. был направлен против вождей, несущих ответственность за судьбы
страны, и не касался "маленьких людей", составлявших большинство. Вообще
для раннего средневековья практика тайных заговоров, в результате
которых сильные мира сего погибали от яда или предательства на поле
брани, была обычным делом. Однако открытые публичные убийства, как в
случае с маркграфом Монферратским, возведённые в политический принцип и
признанные официальной и естественной политикой, – это было необъяснимо и
устрашало не только врагов низаритов из мусульманского мира, но и
латинян... (европейские историки утверждают, что от рук ассасинов
погибли: шесть визирей, три халифа, десятки городских правителей и
духовных лиц, несколько европейских правителей, такие как Раймонд
Первый, Конрад Монферратский, герцог Баварский, а также видный
общественный деятель, персидский ученый древности Абуль-Махасин - ученые
мусульманского мира уверены в приуменьшении количества жертв низаритов
примерно на 2 сотни) Однако, справедливости ради, стоит заметить -
убийства представлялись низаритам эффективным способом ведения политики,
не более того. Следует подчеркнуть "государственность" этой организации
- в разное время низариты заключали тактические союзы и с суннитами, и с
ортодоксальными шиитами, и с христианами, а на последнем этапе своего
существования и с монголами. Со многими христианскими правителями они
поддерживали вполне дружеские отношения. Историки полагают, что в один
момент сирийские низариты по договорённости с орденом тамплиеров готовы
были даже перейти в христианство. Король Иерусалима Генрих Шампанский,
не только не пал от их руки, но и удостоился в 1194 г. торжественного
приёма в свою честь в горной крепости Масйаф, центре сирийских
низаритов.
Сожжение Аламута монголами
На протяжении многих
лет несли свою службу беспощадные фидаи. Под их непреодолимой защитой
продолжало непоколебимым монолитом возвышаться государство ассасинов.
После Хасана, умершего в 1124 г., в течении еще 130 лет на троне Аламута
сменилось 7 повелителей - они окончательно утвердили низаритскую общину
в роли независимого государства, подвергли радикальной перестройке
низаризм, однако расширить государство территориально они так и не
смогли, хотя основательно укрепили и усилили его. Но "ничто не вечно под
луной". Закат ордена ассасинов совпал с появлением на просторах
Западной Азии монголов. Кочевники были ярыми противниками Ислама и,
конечно же, знали о силе ассасинов. Руины Масйафа Как не бесстрашны были
фидаины и неприступны их замки но уже к 1256 г. их иранские крепости
были разрушены монгольскими войсками под предводительством Хулагу-хана, а
в 1273 г. укрепления в Сирии были уничтожены мамлюкским правителем
Бейбарсом I. Низариты были истреблены поголовно...как будто бы.
Малочисленная группа фидаинов, получившая название "аинсарии", пережила
разрушение Аламута, ушла в недоступные горные районы, продолжая свою
деятельность, но потом след ее затерялся. Существуют свидетельства что в
течении ХIII–XV веков в самых потаенных уголках Азии, как будто бы,
появлялись их последователи. Говорят, что ещё в середине XVIII века
британский консул в Сирии сообщал в Лондон, что потомки ассасинов
по-прежнему живут в горах...Мало того, у последнего правителя Аламута
Рукн аль-Дина, убитого монголами, остался ребенок, которого чудом
удалось спасти от погибели. А современный имам исмаилитов Ага-хан IV —
миллиардер, респектабельный промышленник и финансист — прямой потомок
этого малыша.
|